Рождение шувани

Цыганская ведьма

Цыганское слово для обозначения ведьмы — «шувихани» («колдун» — «шувихано»), бывает, оно сокращается до «шувани», а в некоторых регионах — до «шувни». (Иногда его произносят как «чувихани».) Буквальное его значение — «ведающая сокровенным знанием». Шувани выполняют важную функцию в цыганском обществе, так как способны благословлять и проклинать, исцелять и насылать болезни... чувихани уважают как за мудрость, так и за знание колдовских верований и ритуалов. Она же хранит сведения обо всех общественных правилах, о магических ритуалах, таких, например, как наречение младенца именем и бракосочетание. Нигде цыгане не считают ведьм злыми, достойными порицания. Они всего лишь представительницы странствующего народа, обладающие особым знанием и способностями, которые могут использовать на благо или во зло — как им захочется.
Эрик Мэпл (Maple E. The Dark World of Witches. London: Robert Hale, 1972) утверждает: «Историки заметили, что в XV веке наблюдалось неожиданное возрождение колдовства и черной магии; среди его причин, несомненно, стоит назвать появление цыган. Приблизительно к концу XIV века этот кочевой народ распространился по Европе, прибыв, вероятно, из Азии, принеся с собой колдовские обряды, которые в Англии давно были сокрыты под слоем христианства».
То, что Мэпл пишет об Англии, верно и для большей части остальной Европы. Вполне вероятно, что появление цыган послужило искрой, воспламенившей возрождение язычества и колдовства.
Не приходится сомневаться в том, что цыгане более других способствовали распространению веры в магию среди населения.
Вот старинное цыганское стихотворение:

Ки шан и Романы,
Адой сан и човхани,

что значит:

«Куда идут цыгане,
там есть и ведьмы».

Цыгане действительно нередко были шарлатанами, но надо признать и то, что определенные магические способности у них все-таки есть. Одним обманом, жульничеством и надувательством невозможно было бы заниматься на протяжении стольких столетий. «Нет дыма без огня», — гласит пословица. Цыгане на протяжении многих веков оставались хранителями древних тайн и распространителями этого знания по всему миру.
Клебер заявляет, что шувани происходят от союза молодой девушки с духами воды или огня. (The Gypsies, 1967). Хотя в настоящее время цыгане не слишком верят в подобные легенды. Верно то, что многие шувани проходят через своеобразное испытание, подобное испытанию-видению индейцев, обретающих ранее неизвестное знание. Однако большинство воспитываются под началом старой шувани и перенимают ее опыт.
Среди цыган распространено много предрассудков. Приметы, запреты, предсказания — все это часть повседневной жизни кочевников. В основе всего лежит вера в духов — духов земли, воды, воздуха, лесов и полей. Шувани могут общаться с ними. Они наиболее выделяют духов трех стихий. Духи воздуха весьма независимы; они легко могут и навредить человеку, и, наоборот, помочь ему. Им также нравится сбивать людей с пути. Духи земли, напротив, часто называются благородными; они дружелюбны и дают добрые советы. Духи воды могут быть любыми. Иногда, в хорошем настроении, они помогают людям, а иногда могут быть мстительными, вредными или, по крайней мере, недружелюбными.
Интересно, что одна шувани обитает близ маленького городка Бетус-и-Коэд в Северном Уэльсе. Бетус-и-Коэд, что интересно, — одно из множества мест, Гвиннеде, где самые разные люди почти регулярно встречают фей и эльфов.
В 1990 году, ей уже было за восемьдесят лет. Она рассказала, что колдовским искусствам ее обучала мать начиная с семи лет. Первые два-три года она запоминала названия растений и их лечебные свойства. Затем мать научила ее готовить мази и снадобья, смеси, припарки и порошки. Похоже, Брегус была прирожденной целительницей, так как уже в тринадцать лет прославилась на все графство, и цыгане специально приезжали встретиться с ней. Поэтому, как она сказала, было естественно продолжить свое обучение и заняться исцелением с помощью рук ), а затем перейти к заклятиям и заговорам. Когда Брегус было тринадцать лет, ее мать умерла, и девочка, несмотря на свой юный возраст, стала шувани племени.
Леланд пишет: «Женщины превосходят мужчин в проявлении некоторых способностей, связанных с тайными и оккультными влияниями или силами». И в самом деле, шувани бывает гораздо больше, чем шувано, хотя последние также пользуются известностью, как и их «коллеги»-женщины. Леланд также утверждает: «Магия цыган — не обязательно обман, хотя они пользуются ею и чтобы обманывать. Они сами верят в свои колдовские чары и пользуются ими для себя. Они также верят в то, что существуют женщины — и иногда мужчины, — которые обладают сверхъестественными способностями, частично унаследованными и частично приобретенными».
Иногда на то, что ребенок станет колдуном или ведьмой, указывает знак на его теле при рождении. Некоторые называют такие знаки «стигматами», объясняя их происхождение травмами, полученными отцом или матерью непосредственно перед рождением ребенка. Например, если отца лягнула лошадь и ребенок родился с отметиной в виде подковы, то это считается знаком того, что он может стать шувани. Ребенка будут воспитывать соответствующим образом под руководством знающего человека. К матери такого ребенка также относятся с величайшим почтением; как выразился один писатель: «Смотрят на нее как на богиню-мать и почитают».
Не существует единой церемонии инициации шувани или шувано. Становление происходит постепенно, под руководством наставника или в процессе самообучения. Овладение колдовским искусством может длиться всю жизнь! Поэтому я советую вам не торопиться. Не спешите. Внимательно читайте. Узнавайте тайны шувани. Вы можете прочитать кое-что на одной странице, кое-что на другой — по мере необходимости. Это ваш верный и безотказный учитель цыганского колдовства и магии.

 

Hosted by uCoz