Маргарита Алиса Мюррей

(1863-1963)

Маргарита А. Мюррей - английский антрополог, археолог и египтолог, более широко известная своими противоречивыми теориями о происхождении и учреждении колдовства как религии.

Она родилась 13 июля 1863 года в Калькутте. В пору молодости проявила себя в английском академическом мире, вначале поступив в Университетский колледж в Лондоне в 1894 году. Она специализировалась по египтологии. Ее называли душой колледжа и она оставалась там доцентом вплоть до 1935 года.

Затем она оставила свой пост, чтобы продолжить дальнейшее образование. Она также читала лекции по египтологии и другим предметам.Мюррей принимала участие в археологических раскопках в Египте, на Мальте, в Хартфордшире (Англия), в Минорке и Тель-Авиве, к югу от Палестины.

Интерес к ведьмовскому ремеслу заставил ее изучать этот предмет повсюду в Европе. Сюда входило в первую очередь изучение письменных показаний, сделанных во время судов над ведьмами. Ее первая книга по ведьмовству "Культ ведьмовства в Западной Европе" (1921) произвела шок в академической аудитории и вызвала немалую полемику.

Мюррей установила, что ведьмовство в Средние века и эпоху Возрождения не было феноменом христианской ереси, а было остатками языческой религии, связанной с плодородием, религии, корнями уходящей в период палеолита - каменного века. Также она установила, что ведьмовство было намного шире распространено и органиховано в те века, чем было принято считать среди тогдашних историков.

Мюррей была не первым исследователем. выдвигавшим эту теорию. Дж. Фрэзер обсуждал теорию доисторического происхождения колдовских обрядов и поверий с своей обширной работе "Золотая ветвь" (1890). Мюррей, опираясь на труд Фрэзера, намного дальше продвинула свои теории.

Мюррей называла ведьмовство "культом Дианы" из-за языческого обожествления богини Дианы. Она верила, что большинство ведьм собирается в общины, которые всегда состоят из двенадцати участников и руководителя - либо Дьявола, либо человека его представляющего (хотя у нее не было достаточных свидетельств, чтобы подтвердить это перед ученым миром). Она также говорила о том, что колдуны происходили из "каждого слоя общества, от высшего до низшего". И тут она полемизировала с социалистом Мишле, который в ведьмах видел исключительно униженных и оскорбленных крестянок.

Мюррей оставалсь убежденной сторонницей существования стройной ведьмовской религии, несмотря на недостаточные доказательства ее существования. Во второй книге по ведьмам "Бог и ведьмы", опубликованной в 1933 году, Мюррей обсуждала Рогатого Бога, или мужское языческое божество, также прослеживала его происхождение в эпохе палеолита. Она рисовала Рогатого Бога как как всемогущего, но доброго. Третья ее книга "Божественный король Англии" (1954) осталась наиболее спорным ее сочинением. Здесь она утверждает, что каждый английский король от Вильгельма I Завоевателя (то есть с 1066 года) до Якова I, правившего в начале 17 века, был тайный колдун и что многие государственные чиновники были умерщвлены ритуальным способом.

Теории Мюррей дали импульс к движунию в Англии в 1950-х гг., ставящему своей задачей исследовать ремесло ведьм, как определенную организованную религию. Немало преуспел в этом Джеральд Б. Гарднер. Он развил теории Мюррей в своей книге "Колдовство сегодня" (Witchcraft Today), а сама бабушка Мюррей написала к ней предисловие.

Маргарет А. Мюррей умерла в Лондоне 13 ноября 1963 года, вскоре после своего сотого дня рождения.


 

Hosted by uCoz