Гарднерианская Викка
Гарднерианская Викка названа так в честь ее основоположника, Джеральда Б. Гарднера.
Гарднерианская Викка - это матриархальная, матрилинейная традиция, которая основывается на полярности мужского и женского начал, почитает и поклоняется Великой Матери и ее супругу, Рогатому Богу. Также, при надобности, гарднерианцы могут исполнять ритуалы, обращенные к другим богам.
В сущности Гарднерианской Викки лежит утверждение ценности жизни, неизбежности смерти, и обещание перевоплощения после того, как эта жизнь закончится. Здесь видят и принимают нескончаемый цикл рождений, смерти и перерождений всего окружающего и нас самих. Верховная Жрица представляет в общине Великую Богиню, Верховный Жрец - Рогатого Бога.
Как и в любой другой неоязыческой традиции здесь почитается природа, поскольку человек, как все живые твари является частью ее. Как и в большинстве викканских традиций здесь проводится восемь шабашей, приуроченных к основным сезонным праздникам.
"Если это не причиняет вреда, делай то, что ты желаешь"(" If it harms none, do what you will") - этический постулат гарднерианской религии. Собственно, это смягченный до потери смысла постулат Кроули "Do what thou wilt shall be the whole of the Law" ("Делай, что ты желаешь - таков да будет весь Закон"). По Кроули можно делать все, что согласуется с Законом, с Истинным Желанием вселенной. И это закон никакой не моральный и не этический. Просто :) инерция желания вселенной. Если желание мага ему соответствует, то у него все получается, если идет вразрез - то не получается ничего, или маг тратит уйму сил впустую (что вредно). Но естественно, ведьмы, в том числе и гарднерианки успешно обходят вышенаписанный постулат Гарднера. ("А мы де накладываем связывающие заклятья, а вовсе не злые и вредные... мы же не убиваем и не бьем, просто связали и кляп в глотку засунули...")
Гарднерианки поклоняются Богине в ее ипостаси Великой Матери, хотя облики Девы и Старухи тоже ими принимаются. Рогатый бог для них, как уже говорилось - бог охоты, смерти и магии. Каждая община называет их собственным особым именем. Все ритуалы, включают символический Великий Ритуал (сейчас общий для многих языческих традиций ритуал освящения вина) в который входит церемониальное погружение кинжала атаме (athame) в чашу. Чаша затем обносится по кругу.
Гарднерианское колдовство основывается исключительно на соборных мероприятиях и инициациях. Самоинициация не практикуется и одиночная практика крайне редка, этим ограничиваются разве что "ушедшие на покой" от общественной жизни гарднерианки высших рангов.
Инициации проводятся по "Книги Теней" Гарднера. Существуют три степени посвящения в этой традиции. Обычный срок между инициацией и последующим "повышением" в степень - год и один день. Но во многих собраниях (covens) практикуются более длинные сроки между посвящением и дальнейшим получением степени для изучения необходимых техник. Хотя иногда эти сроки бывают и менее длительными. В гарднерианской традиции инициация является поворотным пунктом в жизни инициируемого, безвозвратно меняя всю его жизнь. И поделать с этим "человеческими" способами ничего уже нельзя.
Общины (covens) полностью автономны. Каждая община управляется своей Верховной Жрицей (High Priestess), с помощью и советами Старейшин (Elders) общины. В любом случае окончательное решение остается за Верховной Жрицей, даже тогда, если по некоторым вопросам она и делит власть с Верховным Жрецом (High Priest) и Старейшинами. В некоторых случаях Верховная Жрица может оставаться единственным лидером общины, без своего Верховного Жреца, однако же, партнерство обоих полов и в таких случаях остается более предпочтительным.
Гарднерианские общины работают обычно без одежд, то есть нагишом - "одетыми в небо" - "skyclad". Это одна из их особенностей. "Так завещал великий Джеральд." Все же иногда(но ооооочень редко) встречаются Гарднерианские ковены(общины), где поверх нагости одеваются священные мантии. Существует немало двусмысленных шуток на счет нагости гарднерианок, что-нибудь вроде того: "Хотите я вам покажу сегодня вечером мою новую мантию?". (Напоминает анекдот про бабку и ее помятое "эротическое платье"... :)
Гарднер был основателем нудистских лагерей в Англии. Гарднерианцы считают, что совершая обряды нагими, они становятся ближе к природе и равными между собой. (Тут интересно, что Александр Сандерс, основоположник александрийской традиции считал иначе.)
Еще одной особенностью гарднерианских общин является ритуальное очищение - несильная порка участников общины веревкой в знак очищения и символического страдания. (Хм, школы старой Англии, в которых учился маленький Джеральд, активно практиковали эту экзекуцию... и она, видимо, прочно связывалась у него с невинным детством... Хотя, если без шуток, то легкое бичевание по-видимому практиковалось еще в античных мистериях.) Эта практика была отменена в американских гарднерианских общинах ведьм.
Работа в общине охватывает всех ее участников. Каждый посвящен по-своему и потому здесь нет каких-либо наблюдателей, "особых собраний" или своего "духовенства". Гарднерианские обряды проводятся исключительно внутри магического круга, намеренно и тщательно созданного по классическим канонам. Традиционно в общинах практикуется исцеляющая магия. Никакие "злые" заклятья не должны слетать с уст гарднеринских викк. Это бы шло вразрез с их поклонением своим богам.
Гарднер весьма одобрял половые сношения между Верховной Жрицей и Верховным Жрецом. Но такой половой акт, обычно называемый Великий Ритуал, с 80-х годов исполняется чаще всего символически, то есть погружением кинжала в чашу. Но многие ведьмы викка практикуют и сексуальную тантристскую магию.
В гарднерианстве также занимаются теургией, магией с призыванием духов элементов и разных божественных сущностей.
Гарднерианство, как ни странно, довольно похоже на масонство, некоторые входят и туда, и туда. (Ну, Гарднер сам был членом масонского ордена, потому неудивительно.)
То, что происходит внутри круга сохраняется втайне всеми теми, кто в этом круге присутствует. Наконец, гарднерианцы (и -ки :) берут себе магические имена именно для использования в своих обрядах и нигде больше, в то же время "мирские" имена на таких сборищах жестоко запрещены. Вне магического круга, в повседневном общении, к Верховной Жрице общины ее участники могут обращаться как "Моя Госпожа" ("My Lady") или "Госпожа такая-то" в третьем лице когда о ней идет речь в разговоре между участниками общины. Но это характерно в основном для американских последователей Гарднерианской Викки, в Англии, например, подобные обращения к Верховной Жрице не практикуются. Но зато, в отличие от некоторых других викканских течений, в Гарднерианской Викке НИКОГДА не используется обращение Господин ("Lord") по отношению к Верховному Жрецу. (И для них это различие довольно важно...)
Эффективная запись и подтверждение гарднерианских инициальных линий облегчается благодаря содержанию и ведению записей посвящений некоторыми Старейшинами. Каждый участник гарднерианской общины может проследить свою инициальную линию вплоть до Джеральда Гарднера и Леди Олуэн, его Верховной Жрицы. Для краткости эти линии обычно документированы как потомственные линии только Верховных Жриц, без включения туда Верховных Жрецов. Эти инициальные линии не секрет, но они распространяются в основном только для внутреннего пользования, а не для широкой публики.
Гарднерианцы используют примерно стандартную Книгу Теней (Book of Shadows), которая содержит в себе ритуалы, передающиеся из поколения в поколение, дополняемые комментариями и другими ритуалами, которые обычно подписываются и датируются их авторами. Эта Традиция старается быть живой и гибкой и в ней стараются поддерживать творческую работу участников, одновременно сохраняя традицию для потомков.
В США Гарднерианская традиция была принесена в 60-е годы Раймондом и Розмари Бакленд, англичанами, посвященными в Ремесло в 1963 году верховной жрицей Гарднера, Леди Олуэн. Бакленды переехали в Штаты и учредили общину ведьм и музей на Лонг Айленд. После их развода в 1973 году община была тоже разделена. :)
Многие гарднерианские общины в Америке претендуют на то, что в их Книге Теней есть неопубликованные материалы самого Гарднера. Но если это и так, то это могут быть только те ритуалы и записи, которые составлены Гарденром после ухода из его общины Дорин Валиенте, с которой он в основном и работал. Собственно, это одна из разборок между английскими гарднерианскими общинами и американскими.
Множество посвященных (инициируемых) вручную копируют всю или части Книги Теней своего учителя для того, чтобы получше со всем этим ознакомиться. Переписывание текстов - обычнейшее занятие для участников общины. Часто оно сопровождается комментариями учителя. Подлинные Книги Теней не могут быть куплены или добыты каким-либо иным образом, если претендент на нее не получил посвящения в гарднерианской традиции.
Многие считают гарднерианскую традицию слишком жесткой и негибкой. Слишком много повторений и переписываний, одних и тех же одинаковых ритуалов. Составление ритуалов для них часто является лишь обязательным условием для достижения очередной степени. Скажем, для получения 2-й степени, например, может быть необходимо написать свой обряд для очередного собрания и провести его.
Некоторые потешаются над завесой секретности, которой окружают свои ритуалы гарднерианцы. Но в общем тут нет ничего смешного: лучше чего-то не сказать, чем сказать лишнее. Кому надо - тот узнает.
Деньги никогда не взимаются ни за обучение, ни за посвящение, ни за любую другую магическую работу. Обычно Верховные жрицы собирают небольшие суммы только для проведения общинных ритуалов: на свечи, вино, благовония и др.
Основные книги, полезные для понимания гарднерианской традиции: